Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского

Мартынов Леонид Николаевич

МАРТЫНОВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ (1905-1980)

произведения

Родился 9 (22) мая 1905 года в Омске в семье гидротехника путей сообщения Николая Ивановича Мартынова и дочери военного инженера, учительницы Марии Григорьевны Збарской. Окончил четыре класса Первой омской мужской классической гимназии.Здесь происходит его сближение с поэтами Н.Калмыковым, Б.Жезловым, С. Орловым и будущим композитором В.Шебалиным. Все они в 1921 г. под влиянием Давида Бурлюка, выступавшего в Омске со своими поэзо-вечерами, стали участниками футуристической литературно-художественной группы «Червонная тройка». В начале 1920-х гг. это была единственная авангардная группа за Уралом, её организаторами были художники В. Уфимцев и Н. Мамонтов.Первые стихотворения Л. Мартынова были напечатаны в сборнике «Футуристы», изданном в походной типографии агитпарохода «III Интернационал» и в журнале «Искусство» (Омск, 1921). Как журналист дебютировал в печати в том же году заметками в омских газетах «Сигнал», «Гудок», «Рабочий путь». Став в 1924 году разъездным корреспондентом газеты «Советская Сибирь» (Новониколаевск), Мартынов изъездил всю Западную Сибирь и Казахстан, участвовал в геологических экспедициях.

Путь газетного корреспондента Мартынов начал с библиографических заметок и хроники. Но постепенно ему становятся подвластны все газетные жанры. Вскоре он публикует в омской и сибирской печати обширные очерки и проблемные статьи. В омских газетах поэт часто выступал с рецензиями на художественные выставки и новые книги, в новосибирских газетах занимался обработкой рабкоровских корреспонденции, печатал очерки. Темы его публикаций были разнообразны. Особенно его волновали проблемы благоустройства города, перспективы развития народного хозяйства. Любимая тема - судьба Иртыша, труд водников.

Журналистская работа давала богатейший материал Мартынову-поэту. Мартынов однажды сказал о себе: "Для того, чтобы написать статью или очерк (рассказов, повестей, романов, драм писать органически не умею), мне приходилось сперва написать вроде как бы стихи, пусть плохие, но стихи, иногда рифмованные, иногда белые, чтобы потом разрифмовать и даже разритмовать их, придав тому, что получается видимость прозы".

Темы для стихов рождались в многочисленных путешествиях. Более всего поэта увлекала история родного края. Мартынова называли тогда "Джеком из Омска", сравнивая с ДжэкомЛондоном, так как его стихи были полны экзотики. Вот только Мартынов искал экзотику не в каких-то дальних странах, а в том, что окружало его с детства, он исследовал сибирский быт, азиатскую географию, этнографию народов Прииртышья.В 1930 году в Москве вышла первая книга Мартынова — очерки о Прииртышье, Алтае и Казахстане «Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу» (Москва, «Федерация», 1930).

Много стихов Л.Мартынов посвящает родному Омску. Эти стихи необычны, ведь Мартынов обладал "чудным даром воображения", способностью в обыденном увидеть сказочное, в привычном - неожиданное. И вот степной, пыльный Омск превращается в дно некогда существовавшего моря. В стихотворении "Море было" (1924 г.) перед нами развертывается грозно-величественная панорама города, выстроенного на бывшем морском дне. Образ воздушных фрегатов, проплывающих над Омском, представленный в одноимённом стихотворении, написанном в 1922 г., много позже обретет вторую жизнь в названии книги мемуаров. Книги, которую можно назвать своеобразной омской энциклопедией первой половины XX века.Воздушные фрегаты в особом мире Мартынова проплывают и над рекой Тишиной. Так нарекает поэт реку Омь, берущую истоки в Барабинской степи и впадающую в Иртыш в центре Омска.

Мартынов называл родные места "блаженной Гипербореей" - по примеру древних греков, считавших, что есть за Уралом идеальная страна, чудесный край, где все счастливы. Понятие родины у Мартынова не ограничивается Омском, это вся Сибирь. Во второй половине 20-х годов поэт параллельно с репортерской работой пишет серию романтических стихов о Сибири: "Чаны", "Гость", "Огневые лисы", "Северный путь". Поэт ведет повествование от имени морских путешественников, охотников, первопроходцев, рудокопов и зверобоев. Обширные пространства обского Севера и Зауралья живописуются как неисчерпаемая кладовая, ключи от которой по праву должны находиться в крепких руках мужественных людей.

Весной 1932 г. ОГПУ сфабриковало дело так называемой"сибирской бригады". В литературную группу "Сибиряки" вошли поэты Л.Мартынов,Н.Анов, П.Васильев, 3.Забелин, С.Марков, Л.Черноморцев. Все были арестованы и заключены во внутреннюю тюрьмуна Лубянке. Мартынов по статье 58/10 УК РСФСР был приговорён к высылке на три года в Северный край. С 1932 по 1935 гг. он прожил в Вологде, работал корреспондентом газеты «Красный Север». После ссылки вернулся в Омск.

С 1935 по 1939 г. Л.Мартынов создает цикл исторических поэм, до сих пор остающийся одной из вершин жанра поэмы на историческую тему. Это "Правдивая история об Увенькае", "Тобольский летописец", "Искатель рая", "Рассказ о русском инженере", "Поэзия как волшебство", "Домотканная Венера" и др. Поэтом, как сам он говорил, овладело "чувство истории".

В эти годы Мартынов сотрудничал в журнале "Омская область", где он вел подборки "По страницам старых книг и журналов" и "Из прошлого нашей области". Поэт много читал, изучал архивные источники, исторические книги, накапливал богатый краеведческий материал.

В 1939 году к Мартынову пришла литературная известность: вышла книга «Стихи и поэмы» (Омск, 1939). Через год вышли исторический очерк об Омске «Крепость на Оми» и книги «Поэмы» (одновременно в Москве и Омске). Критика встретила обе книги как литературную сенсацию. К.Симонов, ознакомившийся с поэмами еще в рукописи, отмечал, что они написаны "принципиально иначе, чем большинство из того, что мы читали за последние годы". Мартынова назвали "хозяином прошлого".

В 1942 г., во время Великой Отечественной войны, Мартынов был принят в Союз писателей СССР. В 1943 г. он был призван в армию, но освобождён от военной службы по состоянию здоровья. Он становится тружеником тыла, служит как литератор. В труднейших условиях военного времени Мартынов издает 5 сборников. Стихов на патриотические темы. Мартынов трезво осознавал назначение сибирского тыла, ту роль, что играет "страна-холодырь" в Мировой битве. Регулярно публикуется в местной периодике, сотрудничает в "Окнах сатиры". Пишет пьесы для театра миниатюр и театра Вахтангова, оказавшегося в эвакуации в Омске.Будучи курсантом Омского пехотного училища им. М.В.Фрунзе, Мартынов написал книгу очерков по истории этого учебного заведения.

Вскоре после войны в Омске выходит книга стихов Мартынова "Эрцинский лес", которая в 1946 году подверглась жёсткой критике как в Омске, так и в Москве. Названия статей о книгах Л.Мартынова, написанных в 46-47г.г., более чем красноречивы: "Жар-цвет, или словесные выкрутасы Л.Мартынова", "В дебрях "Эрцинского леса", "Уход от действительности", "На ложном пути".

В феврале 1946 г. поэт навсегда переезжает в Москву. Из-за нападок на последнюю книгу, тираж которой подвергся уничтожению, доступ к печати ему был закрыт на девять лет. Всё это время он писал «в стол» и зарабатывал переводами.По словам Мартынова, он перевёл около ста тысяч стихотворных строк. За переводческую деятельность награждён правительством Венгрии орденами «Серебряный Крест»(1949), «Золотая Звезда» (1964) и «Серебряная Звезда» (1970).

Только в 1955 г. вышла очередная книга Мартынова «Стихи». Книга получила успех и после этого поэтические сборники этого автора стали выходить один за другим. Мартынова можно назвать одним из оригинальнейших поэтов ХХ века. Друзья называли Мартынова поэтом с мировым именем, "волшебником поэтического слова", "русским самородком". Несмотря на признание, Мартынов вёл закрытый образ жизни.

В 1960—1970 гг. писал книгу мемуарной прозы, которую задумывал назвать «Стоглав». Но время и цензура не позволили напечатать все главы. Первый сборник автобиографических новелл «Воздушные фрегаты» вышел в 1974 г. Второй сборник новелл — «Черты сходства» — вышел уже после смерти поэта (М.: Современник, 1982). И, наконец, спустя четверть века, в 2008 году были напечатаны все остальные новеллы книги «Стоглав» (М.: Вече, 2008).

Леонид Николаевич Мартынов умер 21 июня 1980 года. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

 

(При составлении биографической справки использованы материалы из книги: С. Поварцов. Над рекой Тишиной: молодые годы Леонида Мартынова. Омск, 1988)

Яндекс.Метрика